Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

С картинкам играем — звуки чётко называем
Логопедия
Автор: Горн Наталья Леонидовна   
17.04.2024 13:01

С картинкам играем — звуки чётко называемС картинкам играем — звуки чётко называем

Картинка и игра – это средства, которые заставляют ребенка говорить. К.Д. Ушинский

Самым трудным и длительным является этап автоматизации звуков в самостоятельной речи детей. Закрепление правильного произношения звука в речи, доведение его произнесения до автоматизма — этот процесс в большинстве случаев занимает большой промежуток времени и требует немало усилий со стороны логопеда, ребёнка и его родителей, а также воспитателей и других педагогов. Значительное место в этом процессе занимают игры с предметными картинками. Они помогают добиться многократного повторения слов и предложений с заданным звуком и при этом сохранить эмоционально положительное отношение и интерес к занятиям.

Разнообразные игровые упражнения и задания с использованием картинного материала позволяют:

  • контролировать собственное произношение;
  • формировать правильную звуко- слоговую структуру слова;
  • совершенствовать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза;
  • устранить недостатки в формировании грамматического строя речи;
  • обогатить словарный запас и расширить знания об окружающем мире;
  • развивать связную речь;
  • активизировать зрительное и слуховое внимание; память и мышление;
  • воспитывать положительную мотивацию для решения поставленных задач.

Скачать конспект

Упражнения и игровые приемы

На развитие произношения и словарного запаса

  • «Занимательные картинки»: педагог отбирает нужные картинки и предлагает ребенку поочередно открывать картинки, громко и четко проговаривать их названия;
  • «Повтори слова»: педагог произносит стихотворный зачин и предлагает ребенку повторить. «Повторим три слова сразу, не запнемся мы ни разу»;
  • «Едем на поезде»: ребенок составляет из картинок поезд и называет картинки, четко проговаривая звуки;
  • «Веселая дорожка»: По дорожке идет какой-нибудь персонаж, а ребенок по ходу движения называет каждую картинку;
  • «Чудесный мешочек»: ребенок не глядя, берет картинку и называет ее лишь после того, как она оказалась на столе. В зависимости от возраста и умения детей задания усложняются: педагог предлагает ребенку выделить изучаемый звук, указать его место в слове, определить количество слогов.

На развитие произношения и грамматического строя речи

  • «Живое- неживое», «Кто это? Что это?» (различение одушевленных и неодушевленных предметов): сначала назвать слова, обозначающие живые предметы, затем –неживые;
  • «Кого/чего не стало?» (закрепление формы родительного падежа): рассмотреть и запомнить картинки. Ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну картинку. «Раз, два, три, четыре, пять — глазки можно открывать. Поморгаем, поморгаем и узнаем: кого/чего не стало?»;
  • «Подошел к кому/к чему? Рад кому/чему? Иду к кому/чему?» (закрепление формы дательного падежа): педагог выкладывает дорожку из картинок. Ребенок пальчиками шагает и комментирует по ходу движения. Например: «Я подошел к
  • «Вижу кого/что? Смотрю на кого/на что?» (закрепление формы винительного падежа): попросить ребенка внимательно рассмотреть картинки и закончить предложение используя слова. «Я вижу…»;
  • «Лечу над кем/чем? Любуюсь кем/чем?» (закрепление формы творительного падежа): попросить ребенка внимательно рассмотреть картинки и закончить предложение используя слова. «Я любуюсь…»;
  • «Думаю о ком/ о чем?» (закрепление формы предложного падежа): закончить предложения, используя названия предметов, изображенных на картинках. «Думаю о…»;
  • «Назови ласково» (образование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): назвать ласково предметы на картинках;
  • «Один –много» (образование множественного числа имен существительных): шапка- шапки, машина- машины и т.д.;
  • «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными): Это моя шапка, это мой шарф и т.д.;
  • «Какой, какая, какие?» (согласование существительных с прилагательными): красная шапка, красный шарф, красные шорты и т.д.;
  • «Сосчитай» (согласование числительных с существительными): одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.

На развитие произношения и зрительно-пространственных представлений

Расположить 9 картинок с заданным звуком- 3 столбика по 3 картинки в каждом. Исходя из этого, можно предложить ребенку выполнить следующие задания:

  • Назови картинку в верхнем ряду…, в нижнем ряду…, в среднем ряду;
  • Назови картинку в левом столбике…, в правом столбике…, в центральном столбике;
  • Назови картинки в верхнем ряду слева направо и т.д.;
  • Найди и назови предмет, который изображен под.., над…;
  • Найди и назови предмет, который изображен справа от.., слева от.., между.

На развитие фонематического восприятия и совершенствование звукового и слогового анализа и синтеза

  • Найди и назови слова с заданным звуком в начале слов, в конце слова, в середине слова;
  • Найди самое короткое слово…, самое длинное слово;
  • «Важный звук»: педагог не показывая на выбранную картинку, произносит ее название, пропуская автоматизируемый звук. Ребенок старается догадаться, что это за слово, и четко произносит слово. Например: «апка» — это «шапка», «умка» -это «сумка».
  • Найти и назвать картинку по первому слогу, произнесенным взрослым;
  • Найти картинку, название которой состоит из одного слога, двух слогов, трех слогов. Число можно показать цифрой 1,2, 3 или определенным количеством фишек;
  • Назвать гласные звуки в словах;
  • Подобрать слово к заданной схеме. Схему слово педагог составляет из разноцветных кружков или магнитов.

На развитие памяти и мышления

  • «Внимательные глазки»: запомни картинки, а потом закрой глаза и постарайся вспомнить и назвать все слова;
  • Назови растения, инструменты, животных и т.д.;
  • Назови знакомые слова;
  • Назови непонятные (малознакомые) для тебя слов.

Работа с предложением

  • Составить предложение по одной или двум картинкам с заданным количеством слов;
  • «Доскажи словечко»: педагог предлагает ребенку внимательно послушать предложение, которое он скажет, но не закончит. Ребенок выбирает подходящее слово – картинку и проговаривает предложение.
  • Подсчитать количество слов в предложении, составленном взрослым;
  • Выложить схему составленного взрослым или ребенком предложения;
  • Составить предложение по заданной схеме.

Задания для развития связной речи

  • Составить рассказ, используя любую картинку (по желанию ребенка);
  • Придумать сказку, используя как можно больше картинок.

Задания для развития голоса и интонации

  • Произнеси слово тихо;
  • Произнеси слово громко;
  • Представь, что ты — мышка, и скажи её голосом;
  • Представь, что ты — медведь, и скажи его голосом;
  • Скажи с удивлением, с радостью и т.д.

Педагог выбирает варианты заданий в зависимости от поставленных задач, индивидуальных возможностей, возраста ребенка и этапа обучения.

Литература

  1. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. -32.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. -72с.
  3. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. — М.: Вента-Граф, 2004. -32с.
  4. Мезенцева М. Логопедия в картинках. — М.: ЗАО «ОЛМА Медия Групп», 2009. -208с.
  5. Новоторцева Н.В. Логопедическая тетрадь. Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей. — Ярославль: Академия развития, 2001-64с.
  6. Смирнова Л.Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми в детском саду. –М.: Мозаика-Синтез, 2006. -64с.
  7. Юрьева Е.Н. Цепочки слов на шипящие звуки Ш,Ж, Ч, Щ. –М.: Изд-во Гном, 2018. -24с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год